Серия советских легких танков БТ

 
bt2

Перед Второй Мировой Войной , в бронетанковых частях Красной армии на вооружении были первоклассные, на те времена, танки, за основу которых были взяты лучшие образцы танков американских и британских  конструкторов. Одними из таких можно считать серию танков БТ, за основу которых была взята разработка Дж. Уолта Кристи.  [1]. Интерес американских военных к удачным разработкам быстроходного танка обр. 1928г. конструктора Кристи,  породил требование армии США в разработке среднего танка с менее высокими скоростными характеристиками, но с наклонной броней[2] . Дж. Уолт Кристи занялся поручением, но после разработки армия США отказалась от использования танка Кристи из-за новых предложений проектов аэромобильных танков.Танк Кристи заинтересовал советских военных превосходными скоростными характеристиками. Большое впечатление производил уклон броневых листов. Поначалу перспектива закупки танка вызывала большие сомнения, поскольку танк подобной концепции не входил в советскую систему вооружений.

 

777

Однако Кристи охотно шёл на сотрудничество, выражая готовность передать любую техническую документацию и даже работать в СССР. В итоге 28 апреля 1930 года был подписан договор, предусматривающий продажу СССР двух танков M1940 с технической документацией и лицензией на производство, за $60 тыс. 21 ноября 1930 года РВС СССР принимает решение о производстве танков Кристи в СССР. Поскольку танк американца Кристи не отвечает требованиям Системы Танко-тракторно-автоброне-вооружения и на вооружение не принят, во избежание путаницы армейского обозначения (литер «Т») ему не присваивать. Более разумным представляется присвоении ему двубуквенного обозначения «СТ» — скороходный танк, или «БТ» — быстроходный танк[3.]24 декабря 1930 года танки были отгружены в СССР. Прибывшие танки оказались без башен, за что с Кристи удержали $25 тыс. (это послужило для него поводом для отказа от работы в СССР).14 марта начались показы новинки представителям военной верхушки РККА. Этот танк произвел на них хорошее впечатление. Вскоре стало ясно, что Ярославскийзавод, которому планировали поручить выпуск этого «заморского чуда»,  даже в кооперации с АМО не потянет это чудо американской технической мысли[3]. 24 апреля 1931 г. с участием К. Ворошилова, М. Тухачевского, И. Халепского на заводе «Большевик» состоялось совещание. КО СССР в мае 1931 г. принял решение о передаче заказа на танки типа «БТ-Кристи» с чрезмерно загруженного «Большевика» в Харьков.Окончательное же решение о производстве танка «БТ-Кристи» на ХПЗ было принято в протоколе КО «О танкостроении» от 23 мая 1931 г., где особо оговаривалось: «Разрешить РВС ССР ввести танк Кристи в систему авто-броне-танко-тракторного вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя (Б-Т).»Согласно планам производства «танка-истребителя», он должен был быть вооружен 37-мм полуавтоматической пушкой большой мощности. Однако в 1932 г. такой пушки на вооружении РККА и в серийном производстве еще не было.

Правда, в 1929 г. уже была опробована 37-мм полуавтоматическая пушка большой мощности ПС-2, но с ее выпуском имелись определенные трудности. Но в конце 1929-го СССР приобрел у фирмы «Рейнметалл» 37-мм противотанковую пушку с полуавтоматическим затвором, которая вскоре была принята на вооружение[3]. Принципиально новая конструктивная особенность танков БТ-2 — независимая подвеска, характерная применением отдельных упругих элементов (пружин) для каждого опорного катка. Такая подвеска явилась важнейшим условием создания быстроходных боевых машин[7].

BT-7000005

Но во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2 выявилось немало недоработок как конструктивного, так и технологического плана.  Например, танк оказался довольно трудоемким для производства. Поэтому пришло решение параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ начать работу над  совершенствованием машины. Новая модель получила наименование БТ-5. Цель конструкторов заключалась в повышении боевой эффективности и улучшении эксплуатационных характеристик танка.В его конструкцию были внесены изменения. Двигатель «Либерти», получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г. Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. велись опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор — М-17. Помимо этого была усилена ходовая часть, увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром 45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и телескопический прицелы. Во время эксплуатации были случаи , когда двигатель танка возгорался , в связи с этим в отделении управления было установлено противопожарное оборудование (справа от механика-водителя установили два огнетушителя — переносной и стационарный). Бронирование танка осталось почти таким же как и у БТ-2. Башня и корпус танка изготавливались из бронированых листов толщиной 6, 10, 13 и 15 мм. Лобовой щиток механика-водителя имел толщину 20 мм, а литая носовая отливка имела толщину лобовой части 40 мм, нижней — 30 мм.[5] В крышке люка механика-водителя за смотровой щелью был установлен смотровой прибор — пуленепробиваемое стекло, заключенное в специальную обойму и рамку. Если в боевых условиях было повреждено стекло , то при его замене  смотровая щель закрывалась броневой заслонкой. В верхней части крышки люка механика-водителя была приварена накладка для защиты щитка водителя от свинцовых брызг. Кроме того, люк механика-водителя был снабжен резиновыми уплотнениями, а верхний наклонный лобовой лист для упрощения производства был выполнен составным из трех частей: нижней и двух боковых. Арка над механиком-водителем в связи с установкой радиостанции была урезана.

bt2_1

Для сохранения жесткости корпуса в этом месте устанавливались специальные короба, закрепленные вне боевого отделения и образующие таким образом рубку механика-водителя. Наружные бортовые бронированные листы корпуса танка состояли из двух частей и соединялись между собой снаружи с помощью броневой накладки на заклепках. Для лучшего уплотнения корпуса между внутренними бортовыми листам, угольниками и днищем в местах их соединения были проложены полотняные прокладки на сурике. В отличие от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 «Шакал» устанавливалась только на танки с эллиптической башней на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка) внешне отличались от линейных танков наличием перечневой антенны, расположенной по периметру башни.

abt5

В1933 году новая, усовершенствована модель была принята на вооружение, и производилась до 1934 года. Всего было выпущено 1884 танка этого типа. Эксплуатация войсками продемонстрировала более высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах по маршруту Харьков — Москва протяженностью 795 км без поломок. Также без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе. До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных машин — малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938 г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в походе в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при таких действиях составили считанные единицы. Широко БТ применялись в советско-финской войне 1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых повреждений и от технических неисправностей распределились фактически поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных приграничных округах — 632 исправные машины.

007290

С первых же дней войны механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5, вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений, неустойчивостью управления, неорганизованностью ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.

В январе 1933 года, когда осуществлялась работа над конструкторской документацией танка БТ-5, конструкторское бюро танкостроения Харьковского завода получило задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. В разработке принимала участие группа конструкторов в составе Бондаренко, Морозова, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова. В начале 1934 года началось производство прототипа, получившего индекс БТ-7. Первый образец был готов к 1 мая 1934 года, второй — к 7 ноября 1934 года.На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму эллипса со скошенной крышей[3]. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 шт. 75-мм снарядов, либо радиостанция. Слета по осень 1934 г. танки проходили испытания. В итоги решили что курсовой пулемет является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемета с башней. В связи с этим, в 1935г. в производство пустили серию танков с более простой башней от БТ-5.

bt7_1

В то же время заводу было поручено разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.[4] Имея цилиндрическую башню, он отличался от танка БТ-5 усилением броневой защиты, применением сварных соединений броневых листов, отечественного карбюраторного авиационного двигателя М-17Т увеличенной мощности, коробки передач с тремя передачами и ленточных плавающих тормозов, установкой дополнительных топливных баков на надкрылках гусениц, что обеспечило увеличение запаса хода более чем в полтора раза[7]. Борта корпуса имели двойные стенки. Наружные — броневые, съемные. Внутренние — выполненные из 4-мм конструкционной стали марки 3. С внешней стороны этих листов приваривались подкосы, к которым крепились вертикальные рессоры и съемные листы навесной брони[8].Производство танков БТ-7 продолжалось до 1939 г. За это время было выпущено 2596 линейных танков и 2017 машин, с радиостанцией. После проведения испытания дизельного двигателя В-2 на танке БТ-5 в 1935 г. были выявлены многочисленные недостатки, и было принято решение о внесении изменений, которые обеспечивали бы надежность его работы. Одновременно была начата конструктивная проработка установки дизеля в танк БТ-7. Четыре опытных образца, получивших заводское обозначение А-8, были изготовлены осенью 1936 г, два из которых в том же году успешно прошли заводской пробег в 1000 км на колесном ходу и 4000 км — на гусеничном. После испытаний и доводки дизеля В-2, а также всесторонних длительных государственных испытаний двух опытных образцов в июне 1939 г., доработанный двигатель В-2 мощностью 500 л.с. приказом по Наркомату от 5 сентября 1939 г. был рекомендован для серийного производства и установки в танк, получивший наименование БТ-7М (встречается также наименование БТ-8 — по номеру заводского обозначения). Серийное производство БТ-7М было развернуто с декабря 1939 г. и продолжалось до сентября 1940 г. Это был последний представитель семейства серийных легких колесно-гусеничных танков БТ. Всего было выпущено 788 таких машин[8].

 bt-7m_3

В июне 1941 года БТ-7 не был уж столь устаревшим, как это всегда считалось, и был в состоянии эффективно бороться с немецкими танками. Тем более что среди них было немалое число куда более слабых. Оставшиеся в строю после летних боев машины БТ-7продолжали исправно драться. Битва за Москву, за Сталинград, бои на Северном Кавказе в 1942 году — везде принимали участие и БТ-7. Количество их, естественно, изо дня в день все уменьшалось. В 1943 году они еще использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944-м. Почти всю войну прослужили в тыловых учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 «тряхнули стариной» при разгроме японской Квантунской армии в августе 1945 года. Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершавшей бросок через Большой Хинган, имелось 408 Т-34, 183 «Шермана» и 211 БТ-7. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы БТ-7 сталпобедный парад в Харбине, в котором они тоже приняли участие[9].

Статью подготовил: Роман Сладковский

Источники:

  1. Шунков В.Н. Красная Армия: Организация, структура, униформа, знаки отличия, боевые награды, оружие пехоты, танки, артиллерия, авиация. 2008.- c 174
  2. Кеннет Максей.Танк против танка. Иллюстрированная история важнейших танковых сражений XX в. 2007.- c 53
  3. Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937. 2005
  4. Холявский Г. Л. Энциклопедия танков. 1998.  578 с
  5. Барятинский Михаил. Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2. 2008 г.
  6. Легкие колесно-гусеничные танки БТ
  7. Вознюк В. С., Шапов П. Н. Бронетанковая техника. — М.: ДОСААФ, 1987. — С. 48—51)
  8. Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Танки БТ. Часть 3. «Колёсно-гусеничный танк БТ-7». — М.: Экспринт, 1999. — (Армада. № 17)
  9.  Барятинский М.  Коломиец М. Броня была крепка и танки — быстры (Моделист-Конструктор №5 за 1994 год)

bt-7s3

 

20091010-bt7

20090904-bt7

2

FacebookTwitterGoogle+